Навигация и дополнительные возможности

29.09.2023 | 0:00

Проект программы профилактики нарушений обязательных требований на 2024 год для общественного обсуждения

 

ПРОЕКТ

 

Программа

профилактики нарушений обязательных требований

Инспекции государственного строительного надзора

Ярославской области на 2024 год

 

 

Наименование программы

Программа профилактики нарушений обязательных требований в области регионального государственного строительного надзора на 2024 год

Правовые основания разработки программы

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федер​ации»; Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 № 2161, постановление Правительства Ярославской  области от 09.12.2021 года № 865-п «Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Ярославской области», Правила разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 990;

 

Разработчик программы

Инспекция государственного строительного надзора

Ярославской области

Цели программы

- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, в частности предотвращение рисков причинения ущерба жизни и здоровью граждан, материального ущерба, иного ущерба, при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора;

- предупреждение нарушений обязательных требований в подконтрольной сфере общественных отношений;

- сокращение количества случаев повторного нарушения обязательных требований в области регионального государственного строительного надзора;

- приоритет профилактической работы над контрольными (надзорными) мероприятиями;

- расширение спектра профилактических мероприятий и снижение количества контрольных (надзорных) мероприятий;

- обеспечение открытости и доступности деятельности Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области.

Задачи программы

- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям, в частности ущерба жизни и здоровью граждан, материального ущерба, иного ущерба, при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом интересам и нарушению обязательных требований;

- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;

- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;

- повышение квалификации кадрового состава инспекции;

- повышение информированности граждан, подконтрольных субъектов о требованиях законодательства в области регионального государственного строительного надзора;

- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Сроки и этапы реализации программы

2024 год

Источники финансирования

В пределах сметы инспекции государственного строительного надзора Ярославской области

(дополнительных средств не требуется)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, в частности ущерба жизни и здоровью граждан, материального ущерба, иного ущерба, при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора;

- увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов;

- развитие системы профилактических мероприятий инспекции;

- повышение прозрачности деятельности инспекции;

- внедрение различных способов профилактики;

- снижение количества случаев повторного нарушения обязательных требований в области регионального государственного строительного надзора;

- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;

- повышение уровня информированности граждан, подконтрольных субъектов о требованиях законодательства в области регионального государственного строительного надзора.

Структура программы

Программа включает в себя 6 разделов:

1. анализ и оценка текущего состояния подконтрольной сферы;

2. цели и задачи профилактической работы в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора;

3. программные мероприятия, определяющие следующие действия инспекции в рамках профилактической работы:

- информирование (консультирование) физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;

- обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора;

- выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

- проведение обязательных профилактических визитов.

4. ресурсное обеспечение программы;

5. механизм реализации программы;

6. оценка эффективности программы.

Раздел 1. Анализ и оценка текущего состояния подконтрольной сферы

1. Региональный государственный строительный надзор осуществляется инспекцией при:

- строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ,

- реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ;

Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении указанных объектов капитального строительства, является проверка:

1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ);

2) требования наличия разрешения на строительство;

3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ;

4) требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;

5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в отношении объектов, не указанных в части статьи 54 Градостроительного кодекса РФ. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, является соблюдение:

1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;

2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.

2. За 9 месяцев 2023 года инспекцией осуществлялся региональный государственный строительный надзор в отношении           489 объектов капитального строительства; проведено 550 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом, из них выездных проверок – 417; инспекционных визитов – 103; рейдовых осмотров – 2.

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий выдано:

28 предписаний об устранении выявленных нарушений;

215 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Проведено около 700 профилактических мероприятий (с учетом консультирования).

Возбуждено 53 дела об административных правонарушениях.

По итогам осуществления регионального государственного строительного надзора в отношении 74 объектов капитального строительства выданы заключения об их соответствии требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Отказов в выдаче указанного заключения выдано 25.

В 2023 году инспекцией государственного строительного надзора Ярославской области запланировано проведение одного публичного мероприятия на предмет обсуждения правоприменительной практики по вопросам соблюдения обязательных требований (конец декабря 2023 года).

В течение 9 месяцев 2023 года в инспекцию поступило 271 обращение. Часть обращений по основаниям, предусмотренным              ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. По итогам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в органы местного самоуправления направлено 15 уведомлений о фактах выявления самовольных построек. По результатам рассмотрения материалов, направленных инспекцией, органами местного самоуправления в суды области подано 11 исковых заявлений об устранении нарушений градостроительного законодательства.

3. Описание типов и видов подконтрольных субъектов.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные и физические лица, если при осуществляемом им строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.

4. Описание ключевых, наиболее значимых рисков.

Ключевыми рисками являются возможные негативные последствия несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными и физическими лицами требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

5. В связи с реформой контрольно-надзорной деятельности изменилось приоритетное направление профилактической работы инспекции. Ее целью является снижение контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом, увеличение выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Результаты реформы контрольно-надзорной деятельности в 2023 году (в сравнении с 2022) представлены в таблице (данные вносятся по итогам обработки завершившегося периода):

Контрольно-надзорные мероприятия  с взаимодействием с контролируемым лицом

Внеплановые выездные проверки

Внеплановые документарные проверки

Внеплановые инспекционные визиты

Внеплановые рейдовые осмотры

 

 

 

 

 

 

 

 

  Контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом:

Выездные обследования

 

 

Профилактические мероприятия:

Профилактические визиты

Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

Консультирование

 

 

 

 

 

 

        

Вся информация о проводимых инспекцией контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях является открытой и доступной посредством включения ее в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ). Указанный ресурс создан в целях учета проводимых контрольно-надзорными органами мероприятий, принятых мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий, учета решений и действий должностных лиц органа, учета жалоб контролируемых лиц, обеспечения взаимодействия надзорных органов и органов прокуратуры при согласовании проведения надзорных мероприятий. 

 

Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора

Целью разработки программы профилактики нарушения обязательных требований являются:

- предотвращение рисков причинения ущерба жизни и здоровью граждан, материального ущерба, иного ущерба, при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора;

- предупреждение нарушений обязательных требований в подконтрольной сфере общественных отношений;

- сокращение количества грубых нарушений обязательных требований в области регионального государственного строительного надзора;

- приоритет профилактической работы над контрольными (надзорными) мероприятиями;

- расширение спектра профилактических мероприятий и снижение количества контрольных (надзорных) мероприятий;

- обеспечение открытости и доступности деятельности инспекции.

Задачами программы профилактики нарушения обязательных требований являются:

- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению ущерба жизни и здоровью граждан, материального ущерба, иного ущерба, при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом интересам и нарушению обязательных требований;

- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;

- повышение квалификации кадрового состава инспекции;

- повышение уровня ответственности подконтрольных субъектов за соблюдение законодательства, регулирующего правоотношения в области регионального государственного строительного надзора;

- повышение информированности граждан, подконтрольных субъектов о требованиях законодательства в области регионального государственного строительного надзора.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы профилактики нарушения обязательных требований:

- снижение рисков причинения ущерба жизни и здоровью граждан, материального ущерба, иного ущерба, при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора;

- снижение количества грубых нарушений обязательных требований в области регионального государственного строительного надзора;

- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;

- повышение уровня информированности граждан, подконтрольных субъектов о требованиях законодательства в области регионального государственного строительного надзора.

 

Раздел 3. Программные мероприятия

 

План мероприятий по профилактике на 2024 год

 


п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения мероприятия

Исполнитель мероприятия

Ожидаемый результат

 

1

2

3

4

5

 

1.      Информирование (консультирование) физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований

1.1.

Консультирование контролируемых лиц, посредством видео-конференц-связи, по телефону, на личном приеме, а также в рамках рассмотрения устных и письменных обращений граждан и организаций по вопросам соблюдения обязательных требований

По мере поступления обращений

(писем) от

контролируемых лиц

Начальник инспекции;

заместители начальника инспекции;

начальники отделов

 сотрудники инспекции, осуществляющие региональный

государственный строительный надзор*

Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях

 

1.2.

Проведение публичных мероприятий (обсуждение правоприменительной практики) с представителями организаций – субъектов градостроительной деятельности, участвующих в процедуре регионального государственного строительного надзора, для информирования об изменениях законодательства о градостроительной деятельности и позиции инспекции по отдельным вопросам

Не менее 1 раза в год

Начальник инспекции

Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях

 

1.3.

Актуализация документов (информации), обязательной для размещения на официальном сайте инспекции, в том числе:

- тексты нормативных правовых актов (далее – НПА), регулирующие осуществление регионального государственного  строительного надзора;

- сведения об изменениях, внесенных в НПА, регулирующие осуществление регионального государственного строительного надзора;

- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в РФ»;

- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;

- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться инспекцией у контролируемых лиц;

- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

- сведения о досудебном порядке обжалования действий (бездействий) инспекции, ее должностных лиц;

- порядок отнесения объектов контроля к категориям риска.

С 01.01.2024 по 31.12.2024 по мере необходимости

Консультант - юрист

 

Повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях

 

1.4.

Размещение и актуализация на официальном сайте инспекции реестра объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется региональный

государственный строительный надзор

В течение 5 дней с момента включения объекта в реестр / исключения объекта из реестра

Заместитель начальника инспекции – начальник отдела

Открытость деятельности инспекции

1.5.

Подготовка отчета о реализации программы профилактики нарушения обязательных требований инспекции за 2023 год

До 15.02.2024

Консультант – юрист

 

Предупреждение и снижение количества нарушений обязательных требований

* Консультирование осуществляется инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного строительного надзора; порядком обжалования действий (бездействия) должностных лиц инспекции, иным вопросам, определенным в положении о региональном государственном строительном надзоре.

2.      Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора

 

2.1.

1. Получение, обработка и анализ информации о практике надзорной деятельности, полученной от руководителей структурных подразделений инспекции, осуществляющих региональный государственный строительный надзор

Не позднее 01.02.2024

Консультант – юрист

 

Определение перечня проблемных вопросов правоприменительной практики соблюдения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора

 

2. Разработка проекта доклада по итогам обобщения практики осуществления регионального государственного строительного надзора, его общественное обсуждение (размещается на странице инспекции); утверждение доклада и размещение его на странице инспекции

Разработка проекта доклада и его общественное обсуждение - не позднее 10.03.2024; утверждение доклада и размещение

на странице инспекции – не позднее 15.03.2024

Разработка проекта доклада

и его общественное обсуждение - консультант-юрист;

утверждение доклада – начальник инспекции; размещение доклада на странице инспекции-

консультант-юрист

Определение вопросов, по которым имеются материалы о различной практике применения обязательных требований, разработка рекомендаций для должностных лиц в целях формирования единообразной практики осуществления регионального государственного строительного надзора

3.      Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

 

3.1.

Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в сроки и в порядке, установленные Правительством Российской Федерации

При выявлении сведений о готовящихся нарушениях

или о признаках нарушений

обязательных требований

Сотрудники инспекции, осуществляющие региональный

государственный строительный надзор

Предупреждение нарушений обязательных требований

 

4. Проведение обязательных профилактических визитов.

 

4. Обязательный профилактический визит проводится в течение 3 месяцев с момента выявления факта строительства (реконструкции)  объекта капитального строительства, отнесенного к категории высокого и значительного риска, и (или) с даты поступления в инспекцию извещения о начале строительства (учитывается ранняя дата).

 

В рамках профилактики нарушения обязательных требований инспекцией отдельно учитываются факты выявления при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, следующих событий:

- причинение ущерба жизни и здоровью людей,

- причинение материального ущерба, в том числе повреждение имущества организаций и физических лиц,

- причинение иного ущерба.

Производится детальное исследование причин и условий, способствующих совершению указанных событий, принимаются меры для недопущения таких событий в дальнейшем.

 

Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы

Ресурсное обеспечение программы профилактики обязательных требований включает кадровое и финансовое обеспечение выполнения программных мероприятий. Плановый период для определения ресурсного обеспечения программы профилактики  обязательных требований составляет 1 год.

Кадровое обеспечение программы профилактики обязательных требований осуществляется работниками инспекции, осуществляющими функции по региональному государственному строительному надзору в количестве 16 единиц (включая руководящий состав инспекции).

 

Раздел 5. Механизм реализации программы

Мероприятия программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач настоящей программы.

В процессе реализации программы производится получение, накопление и анализ информации, по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля; организовываются меры по обеспечению единства правоприменительной практики; проводится общая и индивидуальная разъяснительная работа с подконтрольными субъектами.

Формирование планов профилактических мероприятий осуществляется ежегодно в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 990.

Должностным лицом, ответственным за организацию и координирование всей деятельности по профилактической работе инспекции государственного строительного надзора Ярославской области, является заместитель начальника государственной инспекции – начальник отдела производства по делам об административных правонарушениях, планирования и исполнения бюджета - государственный инспектор государственного строительного надзора Ярославской области Селютина Светлана Николаевна.

 

Раздел 6. Оценка эффективности программы

Оценка эффективности проводимых инспекцией профилактических мероприятий проводится ежегодно до 15 марта года, следующего за отчетным. Выводы об эффективности указанных мероприятий включаются в доклад по итогам обобщения правоприменительной практики инспекции.

На 2023 год инспекцией были установлены новые отчетные показатели профилактики нарушения обязательных требований:

№ п/п

Показатель

1.

Количество проведенных профилактических мероприятий (шт.)

2.

Количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (шт.)

3.

Доля объектов капитального строительства, на которых проведены профилактические мероприятия, от общего количества поднадзорных объектов (устанавливается в процентах)

Анализ отчетных показателей будет подведен по окончанию отчетного периода.

 

Исполнитель: консультант – юрист инспекции

 

chernyshevaks@yarregion.ru Чернышева Ксения Сергеевна​