К 1150-летию Ростова. Ростов - ровесник Российской государственности и оплот православия

Главная страница » О регионе » История » К 1150-летию Ростова
 
К 1150-ЛЕТИЮ РОСТОВА
Ростов – ровесник Российской государственности и оплот православия
 
Ростов, город с древней историей, отмечает 1150-летие вместе с Российским государством, сумев сохранить памятники прошлого и память о прошедших веках. Он первым из городов Ярославского края упоминается в летописи - под 862 годом.
Этот год также памятен для отечественной истории «призванием варягов» во главе с князем Рюриком. Преемник Рюрика – князь Олег – захватил земли племенного союза полян в Среднем Поднепровье и таким образом связал два главных города формирующегося Древнерусского государства – Новгород и Киев. Киевские князья начали присылать в Ростов своих наместников. В походе князя Олега на Киев в 882 г. участвовало и подвластное ему племя мерян, живущее у Ростовского озера (ныне озеро Неро).
В 911 г. в договоре с греками Ростов упоминался как город, подвластный князю Олегу. Ростов входил в число пяти крупнейших городов Древней Руси. В первой половине XI века его площадь составляла 15 га, а в начале XIII столетия достигла 200 га (для сравнения: Киев и Новгород занимали по 300 га, Владимир – 145 га, Суздаль – 49 га). Не случайно уже в XII веке город называли Ростовом Великим (так называли только Ростов и Новгород). 
С 988 по 1010 г. наместником киевского князя Владимира Святого в Ростове был его сын Ярослав, позднее названный Мудрым. Под этим годом летопись вообще впервые упоминала Ярослава: «И посади Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове…»
При Ярославе Ростов стал опорным пунктом христианизации северо-восточных земель. В 988 г. Русь приняла христианство, и в 991 г. была учреждена Ростовская епархия – одна из старейших в России и уже отметившая 1020 лет своей истории. Это было важнейшим вкладом князя Ярослава в развитие Ростовской земли. Распространение христианства укрепило княжескую власть, способствовало духовному и культурному развитию земель, создавало основу для сохранения их единства в грядущую эпоху раздробленности и завоеваний. Здесь возникали монастыри и храмы, развивалась христианская культура, создавались уникальные памятники письменности, архитектуры и искусства.
Первыми ростовскими епископами на рубеже XXI вв. были св. Феодор и сменивший его св. Илларион, а во второй половине XI столетия – св. Леонтий Ростовский и св. Исайя. С именем св. Феодора связано строительство в Ростове деревянного Успенского собора, а первый в городе Авраамиев Богоявленский монастырь на рубеже X–XI вв. основал монах-миссионер св. Авраамий. С его жезлом Иван Грозный отправлялся в победный поход на Казань в 1552 г.
В 1010 г. князь Ярослав уехал в Новгород, чтобы занять новгородский престол после смерти старшего брата Вышеслава, а в Ростове его сменил брат Борис. Он и еще один из братьев – Глеб в 1015 г. погибли в результате интриг брата Святополка, прозванного Окаянным. Братоубийцу Святополка Ярослав изгнал из Киева, а Борис и Глеб стали первыми русскими православными святыми.
В 1043–1054 гг. Ростов подчинялся князю Ростиславу Владимировичу. После смерти в 1054 г. князя Ярослава Мудрого города Ростов, Суздаль, Белоозеро перешли под управление его сына Всеволода. «Окняжение» Северо-Восточной Руси продолжилось при сыне Всеволода Ярославича – Владимире Мономахе. В 12-летнем возрасте (около 1065 г.) он стал наместником киевского князя в Ростове и занимал этот пост до 1073 (или 1076) г. В ростовском Успенском соборе он венчался с Гитой, дочерью короля Англии. Около 1093–1096 гг. Ростовом управлял сын Владимира Мономаха – Мстислав, в будущем названный Великим. В 1107 г. Владимир Мономах приезжал в Ростов на венчание сына Юрия (мы знаем его как Юрия Долгорукого) с дочерью половецкого хана, которое проходило в Успенском соборе. Так для трех выдающихся киевских князей – Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и Мстислава Великого – Ростов был первым опытом княжеского правления, а его Успенский собор стал местом заключения великокняжеских браков для Мстислава и Юрия Долгорукого.
Юрий Долгорукий являлся ростовским и суздальским князем с 1125 по 1155 г. (кроме 1135–1136 гг., когда уступал Ростов киевскому князю Ярополку Владимировичу), но своей главной резиденцией он сделал Суздаль. В 1155 г. в Залесский край отправился сын Юрия Долгорукого – князь Андрей, прозванный Боголюбским. При нем в Ростове произошли важные события – был построен новый белокаменный Успенский собор (1161–1162) и учрежден Григорьевский затвор (монастырь), с которым в дальнейшем будут связаны имена Стефана Пермского, Епифания Премудрого, Вассиана Рыло и других церковных подвижников. Князь Андрей перенес центр княжения в небольшой город Владимир-на-Клязьме и сделал своей резиденцией село Боголюбово. В 1174 г. он погиб в результате боярского заговора. После этого Ростов попытался вернуть свою прежнюю политическую роль, опираясь на племянника князя Андрея – Мстислава Ростиславича (князь ростовский и суздальский в 1174–1176 гг.), но был вынужден подчиниться великим владимирским князьям – братьям Михаилу Юрьевичу (1174–1176) и Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо (1176–1212).
Старший сын Всеволода Большое Гнездо – князь Константин Мудрый – в 1207 г. получил в удел Ростов и стал родоначальником династии ростовских удельных князей. Тогда в границах Ростовского княжества находились Ярославль, Углич, Кострома и Галич. По завещанию Всеволода Большое Гнездо города Владимир и Суздаль, а вместе с ними и титул великого владимирского князя перешли под власть его второго сына Юрия, но оставшийся старшим в роду Константин с этим не согласился. В апреле 1216 г., победив в битве на реке Липице, Константин отнял великий владимирский престол у Юрия Всеволодовича и занимал его до смерти в феврале 1218 г. Младшему брату Юрию Константин все же великодушно отдал Суздаль и объявил его наследником великокняжеского престола. Князь Константин Мудрый был известен как «книжник» и покровитель Русской православной церкви. При нем начал составляться «Ростовский летописец», вошедший позднее в общерусскую Лаврентьевскую летопись.
В 1218 г. после смерти Константина Мудрого Ростовское княжество перешло к старшему сыну Василько, второму сыну Всеволоду был выделен в удел Ярославль, а младшему Владимиру – Углич. В XIII столетии произошло и разделение Ростово-Суздальской епархии: в Ростове новым владыкой стал епископ Пахомий, а в Суздале и Владимире во главе епархии остался епископ Симон. При Василько в 1231 г. был достроен новый каменный Успенский собор, заложенный его отцом в 1213 г. взамен сгоревшего.
Ростов был не только ровесником, но и защитником Руси. В 1223 г. в битве с монгольскими отрядами на реке Калке погиб ростовский воевода Александр (Алеша) Попович, ставший героем русских былин. В битве с монголами на реке Сить 4 марта 1238 г. погибли владимирский князь Юрий Всеволодович и его племянник ярославский князь Всеволод, а ростовский князь Василько во время битвы попал в плен и позднее также был убит монголами (канонизирован в 1549 г.). После его гибели власть в Ростове перешла к вдове князя – княгине Марии. Согласно «Житию св. Петра, Царевича Ордынского», во второй половине XIII в. племянник хана Берке после проповеди епископа Кирилла принял православие с именем Петра, и им был основан Петровский монастырь.
Борьба с монголами оставалась важнейшей задачей русских земель на долгих два с половиной столетия. В 1262, 1289 и 1320 гг. Ростов вместе с другими городами восставал против монголов. Князь Дмитрий Ростовский с дружиной участвовал в знаменитой Куликовской битве 8 сентября 1380 г. На битву московского князя Дмитрия Ивановича и его войско благословил основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря – св. Сергий Радонежский (на его родине близ Ростова в Варницах в 1427 г. был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь). Согласно преданию, он послал вместе с русскими воинами иноков Пересвета и Ослябю.
Об успешном экономическом развитии города свидетельствовало то, что в XIVXV вв. местные князья чеканили свою монету, но тесные союзнические отношения с московскими князьями вели к постепенному присоединению Ростовского княжества к Москве. На рубеже XIIIXIV вв. часть Ростовского княжества досталась в качестве приданого московскому князю Юрию Даниловичу. В 1328 г. Ростов был разделен на две части: Борисоглебскую и Сретенскую, которая вскоре присоединилась к Москве. В 1474 г. Ростовское княжество окончательно вошло в состав Московского княжества.
В 1589 г. после введения патриаршества на Руси ростовские владыки получили сан митрополита. В 1605 г. ростовским митрополитом стал Филарет (Романов) – отец будущего царя Михаила Федоровича. Перед наступлением интервентов и «тушинцев» на север митрополит в своих грамотах убеждал жителей соседних городов «твердо стоять за православную веру и быть верными царю своему» Василию Ивановичу Шуйскому. 11 октября 1608 г. ростовцы во главе с воеводой Третьяком Сеитовым оказали ожесточенное сопротивление неприятельским отрядам. Две тысячи защитников города погибли, а митрополита интервенты насильно увезли в Тушинский лагерь. Законная власть в Ростове была окончательно восстановлена в 1612 г., когда из Ярославля во время пребывания там ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского в город были присланы воевода и дьяки. В 1618 г. город вновь был разграблен польским отрядом. В 1630-х гг. Ростов получил земляную крепость – «валы», но больше на город никогда не нападали неприятельские отряды.
Временем расцвета Ростова были последние десятилетия XVII столетия, когда митрополитом стал деятельный Иона Сысоевич. При нем в основном был построен ансамбль Архиерейского дома – Ростовского кремля, а его преемник Иоасаф завершил строительство. Особенно известна Соборная звонница с замечательными колоколами, имеющими собственные имена – «Сысой», «Полиелейный», «Лебедь», «Баран», «Голодарь» и др.
Сохранив значение как древний православный и успешный торговый город, Ростов постепенно утратил свою политическую роль. С 1692 г. город перешел под управление ярославского воеводы, а с 1719 г. он относился к Переславской провинции Московской губернии. Ростов стал признанным центром огородничества, с XVII в. здесь действовала известная на всю страну ярмарка (в отдельные годы ее обороты достигали 25 млн. рублей). Известными ростовскими купцами были Кекины, Мальгины, Хлебниковы. В XVIII в. в городе появился финифтяной промысел (живопись по эмали).
В 1702–1709 гг. во главе Ростовской кафедры стоял митрополит Димитрий Ростовский (Туптало), автор многочисленных трудов, и прежде всего главного из них – «Четьих миней». Он погребен в Спасо-Яковлевском монастыре (канонизирован в 1757 г.).
В результате проведения губернской реформы в 1777 г. Ростов получил статус уездного города, а в 1779 г. – регулярный план застройки. Однако после того как в 1786–1788 гг. центр епархии перевели в Ярославль, церковные памятники Ростова постепенно приходили в упадок. Благодаря усилиям местных деятелей И.А. Шлякова и А.А. Титова во второй половине XIX в. начались реставрационные работы, сохранившие Ростовский кремль; а в 1883 г. в обновленной Белой палате открылся Музей церковных древностей. В XIX в. в Ростове успешно развивались техническая переработка овощей и консервное производство. В 1878 г. купец А.Л. Кекин открыл Ростовскую льняную мануфактуру, на его средства запущен и городской водопровод. В 1917 г. в Ростове проживали 22,5 тысячи человек.
В наши дни Ростов известен как музейный центр и город Золотого кольца России. Главное музейное учреждение города – государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», включающий Соборную площадь с Успенским собором начала XVI в., Архиерейский двор и Борисо-Глебский монастырь в 18 км от Ростова. С 1970-х гг. крупнейшим предприятием города является Ростовский оптико-механический завод. Население Ростова составляет свыше 32 тысяч человек.
 
Доктор исторических наук, заведующий кафедрой музеологии и краеведения ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Виктория Михайловна Марасанова