Главная страница » О регионе » История » К 1150-летию Ростова
К
1150-ЛЕТИЮ РОСТОВА
Ростов
– ровесник Российской государственности и оплот православия
Ростов, город с
древней историей, отмечает 1150-летие вместе с Российским государством, сумев
сохранить памятники прошлого и память о прошедших веках. Он первым из городов
Ярославского края упоминается в летописи - под 862 годом.
Этот год также
памятен для отечественной истории «призванием варягов» во главе с князем
Рюриком. Преемник Рюрика – князь Олег – захватил земли племенного союза полян в
Среднем Поднепровье и таким образом связал два главных города формирующегося Древнерусского
государства – Новгород и Киев. Киевские князья начали присылать в Ростов своих
наместников. В походе князя Олега на Киев в 882 г. участвовало и подвластное ему
племя мерян, живущее у Ростовского озера (ныне озеро Неро).
В 911 г. в договоре
с греками Ростов упоминался как город, подвластный князю Олегу. Ростов входил в число пяти крупнейших
городов Древней Руси. В первой половине XI
века его площадь составляла 15
га, а в начале XIII столетия достигла 200 га (для сравнения: Киев
и Новгород занимали по 300 га,
Владимир – 145 га,
Суздаль – 49 га).
Не случайно уже в XII веке город называли
Ростовом Великим (так называли только Ростов и Новгород).
С 988 по 1010 г.
наместником киевского князя Владимира I Святого в Ростове
был его сын Ярослав, позднее
названный Мудрым. Под этим годом летопись вообще впервые упоминала Ярослава: «И посади Вышеслава в Новегороде, а Изяслава
Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове…»
При Ярославе Ростов
стал опорным пунктом христианизации северо-восточных земель. В 988 г. Русь
приняла христианство, и в 991 г. была учреждена Ростовская
епархия – одна из старейших в России и уже отметившая 1020 лет своей
истории. Это было важнейшим вкладом князя Ярослава в развитие Ростовской земли.
Распространение христианства укрепило княжескую власть, способствовало
духовному и культурному развитию земель, создавало основу для сохранения их
единства в грядущую эпоху раздробленности и завоеваний. Здесь возникали
монастыри и храмы, развивалась христианская культура, создавались уникальные
памятники письменности, архитектуры и искусства.
Первыми ростовскими
епископами на рубеже X–XI вв. были св. Феодор и сменивший его св. Илларион,
а во второй половине XI столетия – св. Леонтий
Ростовский и св. Исайя. С именем св. Феодора связано строительство в Ростове
деревянного Успенского собора, а первый в городе Авраамиев
Богоявленский монастырь на рубеже X–XI
вв. основал монах-миссионер св. Авраамий. С его жезлом Иван Грозный отправлялся
в победный поход на Казань в 1552
г.
В 1010 г. князь Ярослав уехал
в Новгород, чтобы занять новгородский престол после смерти старшего брата
Вышеслава, а в Ростове его сменил брат Борис.
Он и еще один из братьев – Глеб в 1015 г. погибли в результате интриг брата
Святополка, прозванного Окаянным. Братоубийцу Святополка Ярослав изгнал из
Киева, а Борис и Глеб стали первыми русскими православными святыми.
В 1043–1054 гг.
Ростов подчинялся князю Ростиславу Владимировичу. После смерти в 1054 г. князя Ярослава Мудрого
города Ростов, Суздаль, Белоозеро перешли под управление его сына Всеволода. «Окняжение» Северо-Восточной Руси
продолжилось при сыне Всеволода Ярославича – Владимире Мономахе. В 12-летнем возрасте (около 1065 г.) он стал наместником
киевского князя в Ростове и занимал этот пост до 1073 (или 1076) г. В ростовском
Успенском соборе он венчался с Гитой, дочерью короля Англии. Около 1093–1096
гг. Ростовом управлял сын Владимира Мономаха – Мстислав, в будущем названный Великим. В 1107 г.
Владимир Мономах приезжал в Ростов на венчание сына Юрия (мы знаем его как Юрия
Долгорукого) с дочерью половецкого хана, которое проходило в Успенском соборе. Так
для трех выдающихся киевских князей – Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и
Мстислава Великого – Ростов был первым опытом княжеского правления, а его
Успенский собор стал местом заключения великокняжеских браков для Мстислава и
Юрия Долгорукого.
Юрий Долгорукий являлся ростовским и суздальским князем с
1125 по 1155 г.
(кроме 1135–1136 гг., когда уступал Ростов киевскому князю Ярополку
Владимировичу), но своей главной резиденцией он сделал Суздаль. В 1155 г. в Залесский край
отправился сын Юрия Долгорукого – князь Андрей,
прозванный Боголюбским. При нем в Ростове произошли важные события – был
построен новый белокаменный Успенский собор (1161–1162)
и учрежден Григорьевский затвор (монастырь), с которым в дальнейшем будут связаны
имена Стефана Пермского, Епифания Премудрого, Вассиана Рыло и других церковных
подвижников. Князь Андрей перенес центр княжения в небольшой город
Владимир-на-Клязьме и сделал своей резиденцией село Боголюбово. В 1174 г. он погиб в результате
боярского заговора. После этого Ростов попытался вернуть свою прежнюю
политическую роль, опираясь на племянника князя Андрея – Мстислава Ростиславича
(князь ростовский и суздальский в 1174–1176 гг.), но был вынужден подчиниться
великим владимирским князьям – братьям Михаилу Юрьевичу (1174–1176) и Всеволоду
Юрьевичу Большое Гнездо (1176–1212).
Старший сын
Всеволода Большое Гнездо – князь Константин
Мудрый – в 1207 г. получил в удел Ростов и стал родоначальником династии ростовских
удельных князей. Тогда в границах Ростовского
княжества находились Ярославль, Углич, Кострома и Галич. По завещанию
Всеволода Большое Гнездо города Владимир и Суздаль, а вместе с ними и титул
великого владимирского князя перешли под власть его второго сына Юрия, но
оставшийся старшим в роду Константин с этим не согласился. В апреле 1216 г., победив в битве на
реке Липице, Константин отнял великий владимирский престол у Юрия Всеволодовича
и занимал его до смерти в феврале 1218 г. Младшему брату Юрию Константин все же
великодушно отдал Суздаль и объявил его наследником великокняжеского престола.
Князь Константин Мудрый был известен как «книжник» и покровитель Русской
православной церкви. При нем начал составляться «Ростовский летописец», вошедший позднее в общерусскую
Лаврентьевскую летопись.
В 1218 г. после смерти
Константина Мудрого Ростовское княжество перешло к старшему сыну Василько, второму сыну Всеволоду был
выделен в удел Ярославль, а младшему Владимиру – Углич. В XIII столетии произошло и разделение Ростово-Суздальской
епархии: в Ростове новым владыкой стал епископ Пахомий, а в Суздале и Владимире во главе епархии остался епископ
Симон. При Василько в 1231 г.
был достроен новый каменный Успенский собор, заложенный его отцом в 1213 г. взамен сгоревшего.
Ростов был не только ровесником, но и
защитником Руси. В 1223 г.
в битве с монгольскими отрядами на реке Калке погиб ростовский воевода Александр (Алеша) Попович, ставший героем
русских былин.
В битве с монголами на реке Сить 4 марта
1238 г.
погибли владимирский князь Юрий Всеволодович и его племянник ярославский князь
Всеволод, а ростовский князь Василько во время битвы попал в плен и позднее
также был убит монголами (канонизирован в 1549 г.). После его гибели
власть в Ростове перешла к вдове князя – княгине
Марии. Согласно «Житию св. Петра, Царевича Ордынского», во второй половине XIII в. племянник хана Берке после проповеди епископа
Кирилла принял православие с именем Петра, и им был основан Петровский монастырь.
Борьба с монголами
оставалась важнейшей задачей русских земель на долгих два с половиной столетия.
В 1262, 1289 и 1320 гг. Ростов вместе с другими городами восставал против
монголов. Князь Дмитрий Ростовский с
дружиной участвовал в знаменитой Куликовской битве 8 сентября 1380 г. На битву московского
князя Дмитрия Ивановича и его войско благословил основатель и игумен
Троице-Сергиева монастыря – св. Сергий
Радонежский (на его родине близ Ростова в Варницах в 1427 г. был основан
Троице-Сергиев Варницкий монастырь). Согласно преданию, он послал вместе с русскими
воинами иноков Пересвета и Ослябю.
Об успешном
экономическом развитии города свидетельствовало то, что в XIV–XV вв. местные князья
чеканили свою монету, но тесные союзнические отношения с московскими князьями
вели к постепенному присоединению Ростовского княжества к Москве. На рубеже XIII–XIV вв. часть Ростовского княжества
досталась в качестве приданого московскому князю Юрию Даниловичу. В 1328 г. Ростов был разделен
на две части: Борисоглебскую и Сретенскую, которая вскоре присоединилась к Москве.
В 1474 г. Ростовское княжество окончательно вошло
в состав Московского княжества.
В
1589 г. после введения патриаршества на Руси
ростовские владыки получили сан митрополита. В 1605 г. ростовским
митрополитом стал Филарет (Романов)
– отец будущего царя Михаила Федоровича. Перед наступлением интервентов и
«тушинцев» на север митрополит в своих грамотах убеждал жителей соседних
городов «твердо стоять за православную
веру и быть верными царю своему» Василию Ивановичу Шуйскому. 11 октября 1608 г. ростовцы во
главе с воеводой Третьяком Сеитовым
оказали ожесточенное сопротивление неприятельским отрядам. Две тысячи
защитников города погибли, а митрополита интервенты насильно увезли в Тушинский
лагерь. Законная власть в Ростове была окончательно восстановлена в 1612 г., когда из Ярославля во
время пребывания там ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского в город были
присланы воевода и дьяки. В 1618
г. город вновь был разграблен польским отрядом. В 1630-х
гг. Ростов получил земляную крепость – «валы», но больше на город никогда не
нападали неприятельские отряды.
Временем расцвета
Ростова были последние десятилетия XVII столетия, когда митрополитом
стал деятельный Иона Сысоевич. При
нем в основном был построен ансамбль Архиерейского дома – Ростовского кремля, а его преемник Иоасаф завершил строительство. Особенно
известна Соборная звонница с замечательными
колоколами, имеющими собственные имена – «Сысой», «Полиелейный», «Лебедь», «Баран»,
«Голодарь» и др.
Сохранив
значение как древний православный и успешный торговый город, Ростов постепенно утратил
свою политическую роль. С 1692 г. город перешел под управление
ярославского воеводы, а с 1719
г. он относился к Переславской провинции Московской
губернии. Ростов стал признанным центром огородничества, с XVII в. здесь действовала известная на всю страну ярмарка (в
отдельные годы ее обороты достигали 25 млн. рублей). Известными ростовскими
купцами были Кекины, Мальгины,
Хлебниковы. В XVIII в. в городе
появился финифтяной промысел
(живопись по эмали).
В
1702–1709 гг. во главе Ростовской кафедры стоял митрополит Димитрий Ростовский (Туптало), автор многочисленных трудов, и
прежде всего главного из них – «Четьих миней».
Он погребен в Спасо-Яковлевском монастыре (канонизирован в 1757 г.).
В
результате проведения губернской реформы в
1777 г.
Ростов получил статус уездного города, а в 1779 г. – регулярный план
застройки. Однако после того как в 1786–1788 гг. центр епархии перевели в
Ярославль, церковные памятники Ростова постепенно приходили в упадок. Благодаря
усилиям местных деятелей И.А. Шлякова и
А.А. Титова во второй половине XIX в. начались
реставрационные работы, сохранившие Ростовский кремль; а в 1883 г. в обновленной Белой палате открылся
Музей церковных древностей. В XIX в. в Ростове успешно
развивались техническая переработка овощей и консервное производство. В 1878 г. купец А.Л. Кекин
открыл Ростовскую льняную мануфактуру, на его средства запущен и городской
водопровод. В 1917 г.
в Ростове проживали 22,5 тысячи человек.
В
наши дни Ростов известен как музейный центр и город Золотого кольца России. Главное музейное учреждение города – государственный
музей-заповедник «Ростовский кремль», включающий Соборную площадь с Успенским
собором начала XVI в., Архиерейский
двор и Борисо-Глебский монастырь в 18 км от Ростова. С 1970-х гг. крупнейшим
предприятием города является Ростовский оптико-механический завод. Население
Ростова составляет свыше 32 тысяч человек.
|
Доктор исторических наук, заведующий кафедрой музеологии и краеведения ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Виктория Михайловна Марасанова |